Услышан новый сигнал из глубокого космоса. Феномен повторяется

Фото: nasa.gov

Услышан новый сигнал из глубокого космоса. Феномен повторяется

Канадские астрономы зафиксировали серию радиовсплесков космического происхождения, источник которых неизвестен.

Радиосигнал повторяется в рамках 16-дневного цикла: всплеск активности на протяжении первых четырех дней и 12 дней тишины. На основании этих данных исследователи предположили, что источник сигнала находится на расстоянии 500 миллионов световых лет от Земли.

Специалисты выдвинули несколько гипотез о природе радиосигнала - от поглощения звезды черной дырой до активности инопланетного разума, цитирует "ArXiv", VM.RU. Ранее сообщалось, что всплески могут быть «последними вздохами» умирающих черных дыр, феномен которых описал британский физик Стивен Хокинг.

Как передает телеканал "Наука", канадские исследователи обнаружили быстрый радиовсплеск, который повторяется с определённой закономерностью. Недавние наблюдения показали, что сигнал FRB 180916.J0158 + 65 повторяется, следуя одной и той же схеме. В течение четырёх дней он производит один или два сигнала каждый час, после чего замолкает на 12 дней. Канадские астрономы наблюдали этот повторяющийся цикл в течение 409 дней.

В прошлом году канадская коллаборация CHIME (Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment) обнаружила восемь новых повторяющихся быстрых радиосигналов. Среди них был и сигнал FRB 180916.J0158 + 65, который позволил выявить закономерность своего цикла. Повторяющийся цикл сигнала может быть связан с орбитальным периодом, когда объект радиовсплеска обращён к Земле на определённой части своей орбиты. Его источник находится на окраине спиральной галактики в области звездообразования. Это вполне может быть чёрная дыра звёздной массы, но также нельзя исключать магнетар или рентгеновский пульсар.

Некоторые эксперты предполагают, что такие сигналы могут рождаться от сталкивающихся звезд, хотя и не исключают, что - это искусственно созданные сообщения. В то время как астрономы давно уже получают загадочные сигналы от далеких звезд. Тайна кроется  в том, что неизвестно пока, каким образом вызывается столь короткий и в то же время сильный радиосигнал, пишет портал ESOREITER.

Первый FRB был обнаружен (скорее, «услышан») радиотелескопами еще в 2001 году, но он не был повторно основательно изучен вплоть до 2007 года, только тогда ученые проанализировали архивные данные и столкнулись с этим странным явлением. Сам сигнал был настолько временным и, казалось бы, случайным, что астрономам потребовались годы, чтобы признать, что это не было техническим сбоем в одном из приборов телескопа. Но теперь астрономы признали, что все зафиксированные FRB следуют установленному образцу, поэтому они вполне могут иметь искусственное происхождение.

Ученые Канады исключили инопланетное общение, так как считают: 16 дней, да еще для такого короткого сообщения, - все это было бы нецелесообразным и неэффективным в этом плане. К тому же некоторые подобные радиовсплески, обнаруженные на Земле, уникальны, происходят из действительно случайного пространства и никогда больше не повторяются. Теперь астрономы CHIME, которые пока отказались комментировать свое открытие, доказали, что при изучении паттерна FRB 180916 все происходило совсем иначе, он постоянно повторяется.

Это очень важно, сообщил через научный журнал Science News астрофизик из Университета Западной Вирджинии Дункан Лоример (Duncan Lorimer). Потенциально нам понадобится немало времени и, возможно, серьезное научное изыскание, чтобы докопаться до причин повторяющихся радиосигналов.

Никаких объяснений пока не найдено, но астрономы предполагают, что это может быть потому, что источник загадочного FRB находится на орбите. Такая периодичность, если она будет подтверждена, станет первым косвенным доказательством, указывающим на очень вероятное разумное орбитальное движение, - сказал Бинг Чжан (Bing Zhang) из Университета Невады в интервью New Scientist.

Ученые пока не знают, является ли повторяющийся сигнал аномалией или нормой, но этим доказывается лишь одно: они в течение нескольких лет искали радиовсплески неправильно, то есть в основу поиска клали случайность в их появлении. Однако сегодняшнее открытие позволит им сократить объем своего поиска.

Леон Оострум (Leon Oostrum) из Голландского института радиоастрономии (ASTRON) сказал New Scientist: пусть пока неизвестно, что вызывает эти сигналы, но мы прекрасно знаем причины, которые не могут их порождать, а значит, приближение к истине все равно наметилось. Если это даже искусственные сигналы, то очень далекие от нашего понимания и представления, какими они должны быть. Слишком уж они краткосрочные и с огромными перерывами. С нашей точки зрения через такие сигналы передать какую-либо смысловую информацию почти невозможно, для этого потребовались бы тысячелетия. Но… это только с точки зрения земной логики…

Поскольку некоторые ученые даже не желают допускать, что происхождение паттерна FRB 180916 может быть инопланетным, исследователи CHIME не стали раскрывать всех тонкостей своего открытия и навязывать свое мнение по этому поводу.

В свою очередь физики из Гарвардского университета предположили, что эти быстрые радиовсплески могут быть доказательством внеземной технологии межзвездного движения корабля, когда создаётся «кротовая нора», позволяющая мгновенно перемещаться на огромные расстояния.

Известный физик-теоретик Ави Леб (Avi Loeb) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики объяснил, что всплески при «искривлении» временно-пространственного континуума могут давать параметры, соответствующие FRB. Например, именно беря за основу этот принцип перемещения в космосе, ученые НАСА заявили, что можно «долететь» до Марса всего за три дня. Вот почему паттерн FRB 180916 может вполне казаться искусственным и в то же время не иметь никакого отношения к передачи информации и желании братьев по разуму связаться с нами или кем-то еще в большом космосе, цитирует физика ESOREITER.