Новосибирские ученые открыли в Черном море новый организм

Татьяна Дейс   Фото: https://admnvrsk.ru/

Новосибирские ученые открыли в Черном море новый организм

Названное в честь братьев Стругацких простейшее имеет потенциал в медицинской и косметологической промышленности.

Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН обнаружили ранее неизвестный науке микроорганизм. Простейшее назвали Thraustochytrium aureum ssp. strugatskii в честь известных писателей-фантастов. Оно относится к протистам – эукариотический организм, не относящийся к царству животных, грибов или растений.

Это организм колониального типа, и, хотя формально он одноклеточный, образует агрегаты, а его «клетка» на некоторых стадиях содержит большое количество ядер. Он имеет сложный жизненный цикл, механизм одномоментного разделения клеток на множество дочерних и ряд других, интересных с точки зрения фундаментальной науки особенностей, – рассказал научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, кандидат биологических наук Алексей Дорошков.

Как объясняют ученые, протисты интересны своей биохимией, которая намного разнообразнее, чем у животных или грибов. Поэтому они используются в производстве различных веществ, применяемых в косметологической, пищевой и фармакологической промышленности. В частности, для изготовления средств личной гигиены, а также ряда медицинских препаратов, применяют сквален. Этот углеводород раньше добывался из печени акулы, но, по современным данным, основную его массу производят различные протисты.

Очевидно, что разводить протистов, вырабатывающих сквален, в реакторе намного легче, чем ловить акул или других рыб в океане, – отметил Алексей Дорошков.

Ученый рассказал, что открытый микроорганизм может использоваться для выработки широкого спектра жирных кислот, востребованных в медицинской и косметологической промышленности. По его словам, замена кислот на синтезированные довольно дорогостоящая.

В пользу использования протиста в производстве говорит еще то, что он достаточно легко культивируется в лабораторных условиях. Кроме того, он свободен от каких-либо лицензионных ограничений, поскольку открыт совсем недавно.